Экология бизнеса

Михайлюта А.А.


Особенностью российского менталитета является то, что для россиянина мало просто зарабатывать деньги. Ему важно делать что-то полезное, зарабатывать на этом и одновременно верить в своё дело, в свое предназначение, миссию. Поэтому настоящий бизнес, который приходит всерьёз и надолго, по природе своей должен быть экологичен, оправдан по отношению к другим. Это значит, что каждый бизнесмен (как, впрочем, и политик, и просто человек), обязательно должен задаваться вопросом: как построить свои взаимоотношения с окружающими так, чтобы найти свою нишу в "экосистемах" экономики, политики, родного города, семьи; чтобы укрепить хрупкое динамического равновесия этих систем. 

Но внешняя экология – это лишь один аспект проблемы, обязательно нужно иметь в виду ещё и внутреннюю экологию – конструктивную систему убеждений, ценностей и принципов, царящую внутри коллектива и создающую оптимальную систему человеческих взаимоотношений. Такая экологичность бизнеса обеспечивает согласованность внутренних убеждений, стратегий и действий между собой - цельное состояние, когда все подразделения совместно решают одну общую задачу. 

У предприятия обязательно должно быть общее представление о своём будущем, представление о предназначении своего бизнеса, идеал того, какими он должен быть, отражение смысла деятельности для общества. Это и есть миссия. А уже из неё логически вытекает совокупность принципов, целей и задач, которые коллектив ставит перед собой. Миссия обязательно должна отвечать природе и сути предприятия, ибо противоречия и неконгруэнтность здесь играют худшую роль, нежели просто отсутствие общего представления о смысле деятельности.

Нами четко сформулирована миссия организации по отношению к внешнему окружению и миссия по отношению к коллективу. Если в первом случае определены место, роль и цели нашей фирмы в обществе, по отношению к нашей стране, ее будущему и нашим партнерам по бизнесу, то во втором - свод моральных правил, по которым мы существуем внутри собственной организации, кодекс обязательств предприятия перед сотрудниками. Действия и решения сотрудник сверяет с тем, насколько они соответствуют нашим принципам.

Каким образом мы воплощаем в жизнь идею эффективного, социально-полезного бизнеса?

Любое коммерческое предприятие живет заботой о прибыли: чем больше прибыль, тем выше зарплата сотрудников, тем больше средств для роста и развития предприятия и т.п. Но, перефразируя известный библейский афоризм, скажу, что не прибылью единой жив бизнесмен. Мы хотим на практике доказать, что серьёзный и устойчивый бизнес выгоден не только его создателям, но и персоналу, который трудится на предприятии, и городу, в котором мы живем, и по большому счету, если все предприятия будут работать и развиваться, – для страны в целом. 

Сегодняшняя экономика нестабильна, кризис следует за кризисом. Но мы заботимся о том, чтобы у нашего дела всегда был завтрашний день, и поэтому эффективная работа в любых условиях – это тоже наша сверхзадача. Кроме того, нам небезразлично и "завтра" той окружающей среды, в которой мы живем. Отсюда - серьезное отношение к такой вещи как благотворительность. Мы помогаем Детскому фонду, городской Северной больнице, городской спортивной школе «Факел», кировскому спортавиаклубу, Яранскому дому ребенка и т.д. 

Коротко это значит: мы стремимся к тому, чтобы бизнес приносил пользу, не нанося ущерба никому, не нарушал «экологию» нашего окружения. Соблюдая собственные интересы и собственную выгоду, мы в то же время думаем и об интересах наших партнеров, о том, чтобы наши отношения были взаимно выгодными, о том, чтобы наши действия были полезны обществу. 

Можно иными словами сказать, что это отсутствие эгоизма в бизнесе. Ведь сегодня сплошь и рядом наблюдаешь неразумный, эгоистичный, неэкологичный подход к организации бизнеса: тут и отрава для людей, разлитая в подвалах под видом вина и водки, и обманутые вкладчики, и пустующие столы заказов... Более того, перечень неэкологичных подходов должен начинаться с отсутствия миссии на уровне страны, с отсутствия национальной идеи, которая могла бы сплотить бы страну. Такой вакуум приводит к отсутствию единой внутренней и внешней политической стратегии со всеми вытекающими из этого последствиями. За примерами ходить далеко не надо, достаточно просто включить телевизор и посмотреть любую информационную программу.

Итак, зададимся вопросом, с чего начинается экология бизнеса? Любая созидательная деятельность, бизнес в том числе, начинается с принятия принципа «экологичности» в качестве эталона своей работы, а далее экология бизнеса реализуется в экологичности решений, принятых каждым сотрудником в отдельности. 

Скажем, Вы ставите перед собой какую-то важную цель и стремитесь добиться эффективного и экологичного результата. Любая цель считается хорошо сформированной, если её можно выразить в положительных терминах, если она позволяет сохранить положительные эффекты от нынешнего состояния, если определён контекст, в котором она будет полезна, и если процесс достижения этой цели может быть начат, продолжен и завершен тем, кто желает её достичь. Поэтому свою цель Вы должны протестировать на соответствие вышеназванным принципам при помощи специальной техники "хорошо сформулированного результата", которая позволяет убедиться в том, что и цель и желаемый результат сформулированы "экологично".

Давайте воспользуемся этой техникой:

Во-первых, четко определите для себя, какие проявления проблемы вас беспокоят… Определили?.. Далее решите для себя, в чем коренится причина проблемы… Подумайте, какими ресурсами для её решения Вы обладаете… Это поможет сформулировать цель - то есть определить результат, которого нужно добиться, и очертить круг эффектов, которые Вы получите после достижения цели.

Для того чтобы иметь формулировку цели, которая мотивировала бы Вас и стоила того, чтобы идти к ней, нужно выполнить ряд требований. Вы готовы? Тогда начнем. Во-первых, Вы должны сформулировать результат в позитивной, утвердительной форме. Иначе говоря, важно представлять себе, чего именно Вы хотите, а не то, чего Вы не хотите… 

Это непросто. Легко сказать, от чего хочешь отказаться, но для того, чтобы конкретно обрисовать, чего же ты хочешь добиться на самом деле, приходится подумать. 

Пойдем дальше. Во-вторых, и это, на мой взгляд, очень важно, Вы должны помнить, что никто за Вас ничего не сделает, только Вы сами несете ответственность за то, будет ли достигнута цель. Ваш результат - в Ваших собственных силах, и нужно надеяться только на себя. Прочувствовали?.. Тогда определите, что конкретно Вам нужно сделать, чтобы цель стала реальностью: составьте последовательность Ваших шагов… 

В-третьих, мысленно разместите будущий результат в соответствующем контексте: смоделируйте желаемое состояние во всех мельчайших подробностях. Выясните ситуации, в которых изменения будут уместны и окажут Вам незаменимую услугу… Тогда с той же тщательностью перечислите для себя те случаи, когда изменения скажутся негативно и могут Вам помешать… Подумайте, может быть, в таких ситуациях подойдет какой-то другой подход… Теперь Вы знаете, где и когда решение проблемы будет для Вас полезно, а где, наоборот - помешает.

После такого предварительного анализа Вы подходите к очень важному моменту, о котором мы говорили, - Вам нужно произвести проверку экологичности результата. 

Спросите себя: а как изменения повлияют на Вашу жизнь и на жизнь окружающих… Подумайте, не утратите ли Вы безвозвратно что-нибудь ценное из своего сегодняшнего состояния… Иначе говоря, нужно определить, что Вы и Ваше окружение приобретете и что потеряете, если осуществится задуманное.

Если желаемый результат слишком глобален для Вас, выделите для начала один его небольшой компонент, с которого начнете. Длинный путь, как известно, начинается в первого шага, поэтому разбейте задачу на подзадачи, которые можно решать последовательно одну за другой. А затем решите, какие ресурсы Вам необходимы для достижения каждой цели, смоделируйте Ваши ресурсные состояния. 

В завершение анализа посмотрите на себя со стороны и постарайтесь увидеть себя в уже изменившемся будущем. Спросите себя: нравится ли Вам эта картина? Подумайте, устраивает ли Вас то, как Вы будете выглядеть в глазах других, как это повлияет на Ваше окружение. Представьте, как изменится Ваша деловая репутация. Если ответы на эти вопросы позитивные, и Вам нравится то, что у Вас получится, смело приступайте к воплощению планов в жизнь.

Эта техника позволяет заранее проанализировать все аспекты любой волнующей проблемы в системе, а в результате - избежать напрасно потраченных сил и средств. 

Преимущество этого метода в его простоте и, как показывает практика, в действенности. Вы сами имели возможность убедиться в том, что данная техника позволяет докопаться до сути проблемы. Она универсальна – с её помощью можно совершенствовать и жизнь отдельно взятого человека, и процессы в любой организованной системе.

С помощью "техники хорошо сформулированного результата" легко получить подробное описание настоящего и желаемого состояний. Эти описания используются для выбора конкретной стратегии действий. Проанализировав идею таким образом, мы видим, хороша она или нет - как с позиций экологии, так и с точки зрения целесообразности, реальности замысла и исполнения, а также контекста применения. 

Экологичность бизнеса, политики и т.д. начинается с экологичности решений, принятых нами вместе и каждым в отдельности.